РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ РЕБЕНКА
Психика ребенка развивается по мере совершенствования его нервной системы, ее способности к приобретению информации.
Процессы, участвующие в поиске, восприятии, переработке и использовании информации, могут быть разрушены, функционировать извращенно или на сниженном уровне под воздействием биологических факторов, таких как генетические отклонения, физические травмы. Но чаще всего, задержки и нарушения психического и личностного развития детей вызваны неэффективным взаимоотношением с ними взрослых.
Неэффективное взаимодействие взрослых с детьми может сформировать у детей широкий диапазон отклонений – от незначительных нарушений эмоциональной жизни ребенка, не выходящих за пределы нормы психического развития, до грубых поражений интеллекта, перестройки гормональных и физиологических процессов. Например, нарушение эмоциональных связей родителей с ребенком приводит к нарушению соматического равновесия, ухудшению состояния, внутренней конфликтности, отсутствия у ребенка чувства защищенности.
В зависимости от характера, длительности, степени неблагоприятного влияния, возникшие отклонения у детей могут быть легко устранимы или требовать длительного перевоспитания.
Появление незаметных, но опасных образований в психике детей в ранний период жизни создает предпосылки для деформации личности.
Первоначально негативные образования в психике ребенка возникают как способ его ответа на неблагоприятное воздействие, а затем начинают обретать собственную логику развития. Их становление продолжается и при отсутствии некогда вызвавших условий, а сама личность начинает создавать среду, способствующую доминированию отрицательных качеств в личностной системе, приводящих к дальнейшим искажениям.
В силу особенностей своего возраста дети не могут осознать имеющиеся у них проблемы. Их трудности проявляются косвенно через обиды, капризы, страхи, агрессивность, неуспехи в учебе, общении и т.д. Они также не могут сознательно поставить цель, чтобы избавиться от трудностей.
Нарушения в развитии личности проявляются: в доминирующем эмоциональном состоянии неблагоприятного характера; непродуктивности, затрудненности деятельности и общения; нарушении поведения; компенсации своей несостоятельности в хобби; приспособленчестве и подчиненности мнению других; реакции ухода из-под опеки и т.д.
Непосредственные эмоциональные переживания для детей имеют огромную значимость. Взрослые, закрепляя позитивные достижения, возникающие во взаимодействии с ребенком, могут помочь детям справиться с возникшими трудностями. Роль взаимодействия взрослого не утрачивается и в коррекции нарушений подростков, меняется лишь характер этого взаимодействия. Оно становится менее эмоциональным и более личностно ориентированным.