В настоящее время проблема исследовательской деятельности школьников наиболее актуальна. Сложности цивилизации, ухудшение экологической среды, развитие средств массовой информации побуждают человека искать новые подходы в познании окружающего мира.
Формирование личности невозможно без развития активности, познания себя и окружающего мира. Что предполагает вовлечение самих учеников в учебный и воспитательный процесс на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности.
Согласно современным представлениям, личность проявляется, образуется, когда она овладевает своими потребностями и возможностями, а не влечется за ними.
Материалом для этого служит не только внешний мир, но и внутренняя жизнь самого человека, впитавшая и отразившая опыт его социального общения, реализацию способностей и возможностей, запросы и личные притязания. Развитие личности выступает как внутренне необходимое движение, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние условия, а человек выступает как субъект собственного развития психических актов и состояний.
Исследовательская деятельность понимается как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый поисковой активностью и строящийся на базе исследовательского поведения. Свои истоки исследовательская деятельность берет в раннем детстве. Она развивается на основе поведенческой активности – естественном стремлении ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, выстраивании собственного поведения в его познании.
Первоначально исследовательское поведение развивается спонтанно, на основе интуитивных стремлений, путем «проб и ошибок», а в последствии становится более осознанным, выверенным логически. Когда поведение строится на анализе собственных действий, синтезе, полученных результатах, оценке – логическом прогнозе, то в этом случае уже можно говорить не об исследовательском поведении, а об специфическом виде деятельности – исследовательской.
Исследовательское поведение начинает развиваться в раннем детстве в условиях семейного воспитания. Особое место в нем занимает общение. Оно обязательно должно включать в себя элементы положительного эмоционального отношения – признание, приветливость, любовь. Такое общение способствует установлению соматического и психического равновесия, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной значимости.
Общение – это и интенсивность внешних впечатлений и не в последнюю очередь межличностных контактов. Все это помогает ребенку овладеть своим телом и совершенствовать органы чувств.
Через общение и взаимодействие в семье, наблюдение и подражание, ребенок усваивает моральные и правовые нормы, формируются чувства, отношения к другим людям, себе.
Знание родителями своего ребенка, его потребностей и возможностей, адекватность предъявляемых требований – все это способствует развитию исследовательского поведения у детей.
Адекватные требования родителей к ребенку способствуют формированию у него чувства уверенности. Это чувство появляется тогда, когда самооценка адекватна возможностям личности. Воспитание чувства уверенности заключается в выработке у ребенка соответствующих его возможностям внутренних установок и адекватных им притязаний. Они оказывают большое влияние на развитие способностей, раскрытие и совершенствование всех основных подструктур личности, прежде всего эмоционально-волевой сферы.
Исследовательское поведение продолжает развиваться и в дошкольном возрасте на основе уже сформировавшихся устремлений и усвоенных норм и умений, навыков взаимоотношений. В этом возрасте дети становятся более активными. Роль взрослого возрастает в развитии исследовательского поведения у детей. Взаимодействие с ребенком помогает взрослому находить адекватные средства и создавать условия, способствующие развитию личности. Важно верить в возможности детей, наблюдать, замечать и подкреплять положительные результаты их деятельности. В дошкольном возрасте дети не отделяют себя и того, что они делают. Оценку своих действий они рассматривают как оценку личности. Поэтому использование замечаний и порицаний при обучении должно быть ограничено. В противном случае у детей появится неверие в свои силы и отрицательное отношение к себе. При выполнении детьми волевых действий значительное место занимает подражание, словесная инструкция взрослого и предварительная ориентировка.
С приходом детей в школу создаются оптимальные условия для развития у них исследовательской деятельности. Учитель становится центром эмоциональной жизни ребенка. На начальных этапах обучения учитель использует такие средства как: постановка целей, соответствующих уровню развития, предварительная ориентировка в средствах и способах достижения целей, создание ситуации успеха, поощрение.
По мере накопления знаний, опыта, навыков учебных действий на смену внешней учебной мотивации, основанной на поощрениях, одобрении, формируется внутренняя, содержательная мотивация. Основой формирования такой мотивации выступает оценка учителем действий, поведения, характера ученика. Через нее происходит выделение ребенком себя, осознание собственных изменений, формируется направленность его деятельности. Потребность в успех является важнейшей побудительной силой. Внешняя оценка для таких детей менее значима.
Направление работы с такими детьми состоит в выделении учителем сделанного учеником, ориентировке учащегося в трудном задании, разъяснение, предоставление инициативы, самостоятельности, адекватная оценка способностей, знаний и т.д. Эти меры направлены на повышение достоинства, развитие интереса, активности. У школьника повышается доверие к другому человеку.
Основой личностного развития, успеха в преодолении трудностей является подлинная логика и нравственность, основанные на разделении точек зрения сначала равных ребенку лиц, а по мере взросления и взрослых.