Конфликты

НЕМНОГО О КОНФЛИКТАХ

Слово КОНФЛИКТ в русский и другие языки пришло из латыни. Это понятие относится к человеку, его поведению и взаимоотношениям с людьми. Это одно из тех международных слов, которые не нуждаются в переводе. Его значение и звучание во всех языках примерно одинаково. Конфликт в переводе с латинского, означает столкновение – столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов во взаимодействии. Конфликтов существует множество – от детских ссор до мировых войн – и все они решаются по-разному.

Они чаще всего ничего хорошего не приносят, мешают согласованным действиям, портят отношения, вызывают нервное напряжение и стрессы, что может даже подорвать здоровье. Участники конфликтов обычно не хотят называть того, что с ними происходит конфликтом.

Основная задача при решении конфликтов – развеять представления о ситуации, как конфликтной. Если один из участников конфликта считает ситуацию конфликтной, то она реальна по последствиям. Другой может даже и не знать, что находится в конфликте. Есть «предел терпимости» напряжения, своего рода энергетический барьер. Когда энергия раздражения, медленно накапливавшаяся на предконфликтной стадии, прорывает этот барьер, тогда любой мельчайший повод, как искра, зажигает пламя костра.

Конфликт имеет позитивные и негативные функции:

Негативные:

  • ухудшается настроение, снижается работоспособность, человек меняет место учебы или работы;
  • конфликтующие стороны искаженно воспринимают друг друга, уменьшается сотрудничество и понимание;
  • дух конфронтации затягивает людей в борьбу и заставляет стремиться к победе больше, чем к решению проблемы.

Позитивные:

  • толкает застывшую систему взаимоотношений к изменениям и развитию, к инновациям;
  • играет информационную и связывающую роль, т.к. участники в ходе конфликта лучше узнают друг друга;
  • способствует сплочению коллектива;
  • снимает «синдром покорности», стимулирует активность людей;
  • стимулирует развитие личности, повышает у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;
  • выявляет  незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки их по моральным качествам.
  • развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход;

Объективные и субъективные факторы конфликта. Они вступают как причины и стимулы. Побуждают вступать в конфликты.

Объективные:

  • условия быта – соц. неравенство, ограниченность материальных ресурсов, нечеткое распределение ответственности, обязанностей и полномочий, плохие коммуникации
  • социально-психологические особенности личности – образование, уровень квалификации, интеллектуальное развитие, способности, глубинные, стержневые потребности и установки.

Если обстоятельства объективно таковы, что стороны просто не могут существовать, не вступая в противодействие, то конфликт неизбежен. Когда в зоне разногласий оказываются жизненно важные для человека ценности, не отстаивать их – значит исковеркать себя, свою личность и жизнь.

  • возрастные особенности. Нередко почву для возникновения конфликтных ситуаций при взаимодействиях как внутри, так и между разными возрастными группами создают возрастные особенности. Существуют «конфликтные» возрастные периоды. Склонность к конфликтному поведению является в такие периоды нормальной составляющей личности. На этапах детства личность стремится к автономии от взрослых (3 года), Подростки (13-14 лет) стремятся к самоутверждению и самореализации. Другие критически периоды возникают примерно через каждые 10 лет и характеризуются  специфическими проблемами и потребностями. 40 лет – переориентация на эмоциональные критерии взаимоотношений и личностное благополучие. 60 лет – переживание проблемных ситуаций, связанных с блокированием важнейшей потребности в передаче жизненного опыта.

Субъективные:

представляют собой стимулы к конфликтным действиям, обусловленные иллюзорными, кажущимися обстоятельствами. Иллюзорные представления об обстоятельствах возбуждают страсти и стимулируют конфликтные действия в не меньшей мере, чем реальные обстоятельства.

ПРИЕМЫ, помогающие преодолеть затруднения в общении.

  1. Установить контакта с оппонентом.
  2. Учитывать возможности влияния собственных стереотипов.
  3. Сохранять спокойствие и нейтралитет, чтобы не попасть под влияние эмоционального заряда и мировоззрения оппонента.
  4. В процессе общения выявить систему аргументации оппонента и причины его трудностей, осуществить проверку на реальность.
  5. Использовать приемы общения, дающие выход эмоциям.
  6. Развивать контакт, держать ситуацию под контролем, постепенно создавать совместное поле деятельности.
  7. Расширить совместный подход к делу и использовать его для выработки соглашения.

Многие приемы могут помочь, но не стоит ожидать их магического воздействия. Житейская мудрость гласит, что можно жить в мире, не требуя друг от друга полного согласия, сходства взглядов и привычек.

Предъявляя к себе реалистические требования и принимая действительность такой, какая она есть, мы сможем избежать, по крайней мере, конфликта с САМИМ СОБОЙ, что не менее важно, чем мир с другими.