Профессиональное самоопределение

Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, стать увереннее в себе и будущей профессии задача для подростка сложная. Да и ситуация выбора требует волевого решения, принять которое для подростка нелегко. Успех профессионального самоопределения во многом зависит от умения подростка оценить свои интересы, склонности, способности. Соотнести их с требованиями профессии и личностными качествами.

Процесс профессионального самоопределения личности берет свое начало в раннем детстве и включает игры, фантазии, различные виды деятельности. Первые профессиональные роли проигрываются ребенком в ИГРЕ. В начале подросткового возраста дети начинают ФАНТАЗИРОВАТЬ. Видят себя в мечтах представителями привлекательной для них профессии. С середины подросткового возраста и весь юношеский период дети начинают разные виды деятельности ОЦЕНИВАТЬ вначале с точки зрения интересов, затем способностей и, наконец, системы ценностей. Интересы, способности, ценности присутствуют на всех стадиях профессионального самоопределения, но созревают и осознаются как наиболее обобщенные представления ценностные ориентации позже интересов и способностей.

Профессиональное самоопределение заканчивается принятием решения о выборе профессии. В принятии решения о выборе профессии большую роль играет оценка учеником своих возможностей.

С принятием решения о выборе профессии расширяются представления о ней, оформляются профессиональные НАМЕРЕНИЯ. Когда они достаточно полно совпадают с желаниями и склонностями намерения побуждают планировать работу по подготовке к их реализации.

Профессиональные намерения считаются сформированными когда: достаточно знаний о содержании профессии, режиме и условиях предстоящего труда, возможностях профессионального роста, условиях приобретения профессии, ученик занимается соответствующей деятельностью.

Консультация психолога поможет подростку-школьнику сформировать адекватную самооценку, соотнести его интересы, склонности и способности с профессией, ознакомить с условиями ее приобретения, сформировать резервные намерения.