Ошибки при выборе профессии

Существует целый ряд ошибок, которые совершают люди, выбирая себе профессию. Перечислим наиболее типичные из них.

Ошибка 1. Взгляд на выбор профессии как на выбор постоянного и пожизненного пристанища, островка в оке​ане жизни, без учета того, что Вы постепенно накаплива​ете специальные знания и квалификационные навыки в любой области деятельности. Лучшим инженером, напри​мер, будет тот, кто прошел ступени мастерства рабочего, бригадира, мастера и т.д. А лучшим управляющим ком​мерческого банком тот, кто начал с контролера, кассира, бухгалтера.

Ошибка 2. Предрассудок, что некоторые профессии «не​приличны», «недостойны», хотя на самом деле они очень нужны и важны в жизни общества. Например, работа в кан​целярии типа «кто куда пошлет» считается «приличнее» работы за прилавком или у станка. Такое пренебрежитель​ное деление профессий на «высшие» и «низшие», на «инте​ресные» и «неинтересные», «легкие» и «трудные» поддер​живается в некоторых семьях.

Ошибка 3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей, «за компанию» с ними, чтобы «не отставать» от друзей и т.д.

Ошибка 4. Перенос своего отношения к конкретному человеку (учителю или герою произведения) на профессию, которую он представляет, забывая при этом, что личная симпатия (или антипатия) к человеку одной профессии никак не может свидетельствовать о личной пригодности (или непригодности) другого человека к дaнной профессии.

Ошибка 5. Увлечение внешней или какой-то одной сто​роной профессии без учета всего многообразия работы. Например, геолога нередко ценят за романтику, подвиж​ность его работы, врача — за белизну халата, актера — за известность, педагога — за возможность ставить отметки и т.п.

Ошибка 6Отождествление любимого учебного предме​та с профессией, когда школьники не представляют, что нет, например, «литератора вообще» или «математика во​обще», а есть прямо либо косвенно связанные с этими предметами группы профессий. Мир профессий (их тыся​чи!) значительно шире, чем круг учебных предметов (12-15), которые поэтому не могут служить для ориентировки в мире труда.

Ошибка 7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства, незнание динамики раз​вития профессий в связи с техническим прогрессом, пере​довыми технологиями.

Ошибка 8. Неумение разобраться в себе, в своих действи​тельных склонностях и мотивах (причинах) поступков.

Ошибка 9. Незнание или недооценка своих физических возможностей, своего состояния здоровья. Любая профес​сия в разной степени нагружает органы и функции человеческого организма, и поэтому почти каждая профессия имеет свои медицинские противопоказания, которые из​вестны лишь врачу-профпатологу и профконсультанту (психологу).

Ошибка 10. Незнание основных действий (операций) правильного выбора профессий и их порядка, последовательности действий при решении задач профессионального самоопределения. Знание последовательности действий выбора профессии освободит от лишних или неверных шагов, копошит время для верного решения. Лишь в будущей жизни по окончании школы (и не через один год, а примерно через 5 и более лет!), человек узнает, насколько правильными были его действия — первые шаги при выборе профессии в школе.