Подростковый возраст — один из сложнейших этапов в развитии детей. Он охватывает период от 11 до 16 лет. В этом возрасте происходит бурные психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности детей. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности детей, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Период взросления полон диспропорций в развитии, драматических переживаний, трудностей и конфликтов.
Начальный этап взросления, когда организм и психика ребенка только начинают перестраиваться, может не вызывать трудностей у окружающих, но многие подростки переживают его болезненно. Трудности во взаимоотношениях взрослых с подростками чаще появляются в середине этапа взросления, когда вместо распавшихся психологических структур у подростков начинают формироваться новые. Происходящие изменения влекут за собой сдвиги в телосложении, поведении детей, в их интересах и склонностях.
Активизация гормонов, рост органов и тканей и установление связей между ними с одной стороны, повышают защитные силы организма детей и создают условия для более полного проявления их потенциальных возможностей, с другой же – способствуют возникновению трудностей и проявлению нерешенных проблем на предшествующих этапах их развития.
Рост и физиологическая перестройка организма может сопровождаться чувством тревоги, повышенной возбудимостью, депрессией. Некоторые дети начинают чувствовать себя неуклюжими, из-за несовпадения темпов роста различных частей тела и резкой сменой его пропорций, а опережающий рост органов и тканей по отношению к сосудам может сопровождаться повышением утомляемости, учащением сердцебиения.
Две крайности – преждевременное развитие и созревание, либо запаздывание с разницей в 2-3 года остро чувствуются подростками и могут стать причиной их мучительных переживаний.
Замедление темпов физического развития чаще всего происходит на фоне хронических соматических заболеваний либо преобладании у подростка отрицательного эмоционального опыта, что замедляет темп его физического развития и познавательных способностей. В этих случаях у подростка могут возникать трудности, связанные с контролем своего поведения. Такие дети чаще всего эмоционольнонеустойчивы, ранимы и капризны.
При ускоренном физическом развитии подростки могут столкнуться с переживанием сексуальных проблем. Появление полового влечения в подростковом возрасте часто изменяет всю систему их мотивов и переживаний, что может стать причиной трудностей в учебе и поведении.
В подростковом возрасте успешность в учебе во многом зависит от того личностного смысла, который она имеет для подростка. Взрослые могут столкнуться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно ему противодействует.
Особенности развития детей в подростковом возрасте могут быть причиной снижения их самооценки и самоуважения. Стремление подростков быть независимыми, жить по своим идеалам, часто порождает конфликтные ситуации с родителями и сверстниками, приводить к страху плохой оценки их со стороны окружающих. Вплоть до полного неприятия себя и устойчивого чувства неполноценности подростками могут переживать особенности своей внешности.
Подростку, испытывающему многообразие и резкость происходящих с ним изменений, нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего Я. Все это и порождает множество личностных проблем, для решения которых подростку и необходима помощь взрослых.
Позитивные возможности развития в подростковом возрасте в значительной степени связаны с осознанием подростками своих внутренних переживаний.