Детско-родительские отношения в подростковом возрасте

С взрослением и развитием детей их отношения с родителями приобретают новые формы, которые в подростковом возрасте начинают усложняться, проявляются ранее невидимые трудности детского развития.
Процесс взаимоотношений родителей с ребенком, вступающим на путь взросления полон сложностей. Его протекание зависит от особенностей конкретной семьи и индивидуальных особенностей ребенка. Наиболее труден он для тех родителей, которые преувеличивают слабость и беззащитность своего ребенка, чрезмерно тревожатся за него и продолжают опекать и контролировать.
Нервная система развивающегося ребенка формирует способность противостоять тому, что препятствует его развитию и без перераспределения зависимостей и автономий каждого члена семьи детско-родительские отношения не могут оставаться эффективными.
К подростковому возрасту (11-16 лет) у детей появляется особое, независимое от взрослых отношение к себе и происходящему вокруг, что делает их менее податливыми влиянию взрослых на их поведение. Вместе с ломкой старых психологических структур и развитием психологической независимости, прежние отношения, основанные на поощрениях и наказаниях, постепенно утрачивают свою значимость для подростка. Их устремления направлены на независимость в поступках и диалоговое общение со взрослыми, где мнение каждого учитывается в равной степени.
В переходный период психологическая противоречивость представлений подростков о себе находит свое выражение в их оценках и поступках. Из-за устремленности в будущее, видя свои достоинства и недостатки, подростки могут преувеличивать достоинства и приуменьшать недостатки. Стремясь к независимости, могут требовать заботы и одновременно сопротивляться ей, проявляя независимость не столько в самостоятельных поступках, сколько вполне детских, негативистических реакциях на слова и действия взрослых.
Процесс принятия факта взросления ребенка не прост для родителей. Он вызывает много переживаний, влияет на их мироощущение и состояния. Родителю может понадобиться немало времени для принятия факта взросления ребенка. Устоявшиеся формы отношений родителя с ребенком кажутся родителю более надежными и безопасными. Для изменения своего отношения к подростку родителю нужна иная позиция, учитывающая возрастные и индивидуальные особенности подростка, без которой невозможно изменить отношения, а ее формирование —сложный и глубинный процесс. Он затрагивает уже сложившиеся процессы восприятия ребенка, стереотипы отношений, понимание его характера и личности в целом.
В переходный период, когда организм и психика ребенка перестраивается, изменяются его устремления и поведение, родитель может эмоционально отстраниться или отторгнуть подростка, либо сам подросток эмоционально отчуждается или отвергает родителя, что вызывает, чаще всего, у родителя чувства гнева. В детско-родительских отношениях в период отделения родителя и ребенка эмоциональные реакции могут быть разнообразными и сопровождаться состояниями вины, гнева, депрессии, взаимным страхом потери любви.
Процесс взросления подростка перестраивает сложившиеся стереотипы в детско –родительских отношениях, а бурные родительские реакции усиливают стремления подростка освободиться от опеки.