Как правило, детство — это лучший период в жизни каждого. Это самые светлые воспоминания. Это и новогодняя ёлка, и волшебство, а Баба Яга — это самое страшное в жизни, и ничего хуже нет. А дальше это дворовая футбольная или хоккейная команда. И майки с изображениями спортивных кумиров и знаменитые номера на спинах, как знамена. Или песни под гитару в отблесках костра. Кому не знакомо?
Детство — это когда в тебя вкладывают, как правило, всё лучшее, что было и есть в жизни взрослых, окружающих ребёнка, чтобы не повторять ошибок старших, чтобы жизнь была лучше и легче. Процесс эволюции. Детство — это когда тепло и забота ото всех близких. Но это и стремление взрослых к тому, чтобы ребёнок был похож на них с момента рождения, и потакание всем прихотям и капризам. И часто бывает, что проблемы у ребёнка начинаются с выхода в общество, будь то детский сад или школа, или даже институт.
Так вот ту грань между излишним вниманием и недостаточным найти довольно сложно. И воспитание в том ракурсе, который требуют те условия жизни, в которых находится ребенок обозначить тоже бывает трудно. Молодежь должна занять конструктивное положение в обществе, она должна быть подготовлена к жизни в любых условиях. Для этого требуется кропотливая и непрерывная работа, основанная не только на любви и заботе родных и близких, а и людей со специальными знаниями и опытом работы. Каким и является детский психолог.
Период детства накладывает свой отпечаток на все последующее развитие ребенка. В детстве закладываются основы мироощущения, активно развиваются познавательные процессы, навыки самоконтроля и социального взаимодействия. За короткий промежуток полностью зависимый от взрослого ребенок, приобретает первые ростки самостоятельности – чувство взрослости.
В первые дни жизни ребенка все процессы его роста и развития находятся под огромным воздействием окружающих его взрослых, которое постепенно ослабевает по мере накопления им собственных навыков и умений.
Трудности в развитии собственного ребенка чаще всего родителям легко заметить. Они проявляются в детском поведении и состояниях и причиняют немало беспокойств самим родителям. Это могут быть капризы, страхи, агрессивность, замкнутость и прочие состояния у детей. Но трудность для родителей состоит в том, что им гораздо сложнее из собственного беспокойства выделить где трудность ребенка, а где собственные проблемы.
Хороший детский психолог поможет родителю лучше разобраться в появившейся проблеме. Одна и та же проблема, например, появляющаяся тревожность, для каждого конкретного ребенка имеет свои особенности, связанные с ее возникновением, развитием и проявлениям, а значит и свои возможности в ее решении.
Помощь хорошего психолога может оказаться более действенной и при решении, обнаруженной у ребенка трудности, поскольку сама по себе проблема является препятствием для воспитательных воздействий родителей. Психолог же в своей работе для организации взаимодействия с ребенком более полно учтет его возрастные и индивидуальные особенности и выберет эффективные средства и методы коррекции.
Также, владея знаниями о возрастных нормах психического и личностного развития, детский психолог более основательно подойдет к решаемой проблеме. Он обратит внимание на те трудности ребенка, которые внешне хотя и выглядят как нарушения, но таковыми не являются, а отражают всего лишь возрастной этап развития его личности (например, страх, возникший с началом самостоятельной ходьбы). Также, детский психолог не оставит без внимания и те аспекты поведения ребенка, которые у родителей на данном этапе развития ребенка не вызывают опасений, так как отчетливо еще не проявляются, но уже являются следствием нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребенка.
Работая с родителями, хороший детский психолог может помочь им лучше разобраться в родительских чувствах, узнать об ошибках в воспитании, особенностях восприятия своих детей, лучше понять их характер, личность и поступки.
Родители, обратившись к услугам детского психолога, Вы не только скорректируете уже имеющиеся нарушения у ребенка, но и устраните психологические препятствия на пути его развития.
Так нужен ли детский психолог?
Пару слов об отношении родителей к школе. Может это и не стереотип, но типично для многих знакомых: недоверие к учителям, вражда, желание уличить в непрофессионализме. А по отношению к детям – безнаказанность за содеянное в школе, хамство. И главное, что это обсуждается в семье с детьми, а не со школьным психологом. Авторитет педагога и самой школы — мираж, а не действительность, отсюда и недоверие к устоявшейся годами системе образования и отношение к ней не как к аксиоме непредвзятости, неуважение к людям, посвятившим себя профессии обучения детей и имеющих соответствующее образование и годы опыта. Казалось бы всё просто. Можно обойтись и без детского психолога.
И ещё. Маленьким людям в период становления и максимализма необходимы авторитеты, которые в виде школьных учителей уничтожаются на корню. Может, поэтому пускают корни неформальные движения, такие, например, как АУЕ. Пусть в основном в России, может быть и не во всех регионах. Но ведь не беспочвенно. Берут своей дисциплиной, системой, авторитетами и беспрекословностью. Своей отрицательной силой. Движение неправильное для основной части общества и страшное для родителей. Поэтому, не допускайте, не влияйте на своё чадо в плане негатива к школе и учителям. Обсуждайте только светлые стороны жизни в школе и маленькие достижения Ваших детей. Да и сами отдайте должное школе. Ведь там Ваших чад выпускают в большую жизнь. А если есть какие-то затруднения, то милости просим к детскому психологу.
И еще один аспект. Облегчая себе жизнь, перекладывая свое внимание и обязанности, с самого раннего возраста, мы вручаем в руки самого сокровенного создания умные девайсы (смартфоны, планшеты, нетбуки, ноутбуки и др.). Зачем? Это понятно. Непонятно, что будет потом. Никто не думает почему пришли в итоге к детскому психологу. Лучшее из этого негатива — у Вас в семье появился прозрачный бледный ботаник. А худшее — ребенок полностью зависим от гаджетов, соцсетей, интернета. Когда слова «хэштэг», «офтоп», «донат» становятся стилем и слэнгом. Когда без лайков и селфи нет более убедительных подтверждений собственной значимости. Не будем освящать мрачные страницы жизни, полностью руководимой интернетом, как те «синие киты» и др. Можно и не обращаться к детскому психологу. Можно самим. Проповедовать спорт, туризм, любовь бабушек, которым ой как хочется видеть своих внуков румяными и здоровыми, а не отсутствующих несмотря на физическое присутствие. А если победили Вас «умные» технологии, обращайтесь к детскому психологу, хорошему, практикующему детскому психологу, который «разложит» все по своим местами и вместе с Вами найдет выход из создавшегося положения.
Читайте также полезную информацию по теме в разделе «Мои статьи» :
- Советы родителям по созданию благоприятных условий для психического развития детей;
- Развитие ребенка: психика;
- Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребенка;
- Адаптация детей к обучению в школе;
- Детские страхи;
- Характеристики одарённых детей;
- Памятка родителям от ребенка;
- Непоседливый ребёнок или о гиперактивных детях;
- Подростковый психолог.
Не забывайте проходить тесты по теме:
- Кем Вас считает Ваш ребенок?
- Какой Вы родитель?
- Какие у Вас взаимоотношения с ребенком?
- Готов ли Ваш ребенок к школе?