Воспитание ребенка не такая уж и простая родительская обязанность. Радуясь успехам своих детей и огорчаясь их неудачам, родителям постоянно приходится приобретать навыки, чтобы помогать детям справляться с возрастными трудностями их развития.
В быстро изменяющемся окружающем мире непросто удерживать благоприятный эмоциональный климат в семье, в полной мере учесть индивидуальность каждого ее члена, обеспечивать удовлетворение жизненно важных потребностей. И причина здесь не только в материальном обеспечении, занятости, но и состоянии здоровья и психофизиологических особенностях ее членов.
Например, заболевание одного из членов семьи, формирует устойчивый тип взаимоотношений между ее членами, неблагоприятно сказывающийся на психическом и личностном развитии ребенка.
Вступая во взаимоотношения с теми, кто находится рядом, ребенок испытывает на себе их воздействие. Это воздействие порождает соответствующий образ жизни, формирует личность ребенка, мышление и поведение.
В пессимистических семьях у детей появляются разные страхи, в опекающих — дети возбудимы и неуправляемы, в авторитарных — у детей формируется негативизм.
Сформировавшиеся устойчивые отношения в семьях не осознаются ни родителями, ни детьми. Ребенок является либо продолжением Я родителя, либо посредником, хранителем семьи, исполняя роль, значительно опережающую его возраст.
Переживание дискомфорта ребенком в семье формирует у него низкую самооценку и неуверенность как следствие сложившегося устойчивого восприятия себя.
Родители, изменяя свои взгляды на воспитание и перестраивая взаимоотношений с детьми могут помочь детям справиться с возникшими трудностями. А в случае, когда не получается самостоятельно помочь ребенку, полезно будет проконсультироваться у психолога. Психолог подскажет, какие средства для ребенка будут более эффективны.
Педагогические и психологические средства воздействия на ребенка внешне схожи, они отличаются своей направленностью. Педагогическая коррекция непосредственно связана учебной деятельностью школьника и направлена в большей степени на развитие знаний, умений и навыков. Психологические же средства коррекции направлены на психические процессы и психические структуры, лежащие в основе обучения, но непосредственно с ним не связаны. Это недоразвитые или нарушенные психологические структуры.
Дети младшего школьного возраста слабо осознают свои трудности, не умеют анализировать и выражать словами свои проблемы из-за наличия в психике психологических защит(искажение образа Я, уходы и т.д.). Направление этой помощи — изменение отношения к ребенку и учет его психологических особенностей как в процессе воспитания так и обучения. А с взросление детей, развитием их самосознания их активность в решении собственных проблем все возрастает. Опорой в решении возникающих трудностей может стать появление устойчивых значимых целей, профессиональных интересов.
Не забывайте проходить тесты по теме: