Адаптация детей к обучению в школе

Начало обучения ребенка в школе является событием в его жизни, изменяющим уже сложившуюся у него систему взаимоотношений с окружающим миром. С приходом в школу меняется круг общения детей, занятий, появляются обязанности и требования единые для всех учеников.

Процесс перестройки сложившихся у детей взаимоотношений зависит от их готовности, которая основывается на имеющемся опыте, знаниях, способностях, воли, мышлении, мотивации. Они выступают регуляторами процесса адаптации, компенсируют недостатки нового поведения и мобилизуют резервные механизмы. В норме, процесс адаптации ребенка не превышает двух месяцев. О его завершении можно говорить, когда у ребенка оформились фиксированные способы поведения, позволяющие ему справляться с трудностями учебы.

Проявляемые трудности в процессе адаптации детей к школе связанные с деятельностью их организма и с их личностью. В зависимости от особенностей их нервной системы в процессе адаптации может появиться возбудимость или заторможенность, напряженность или снижение воли. Страхи, головные боли и болей в животе, ухудшение аппетита, сна, частота возвращения к играм – все это свидетельствует о трудностях процесса адаптации. Удлинение периода адаптации вызывает дополнительные трудности в освоении детьми учебных предметов, а затягивание ее на длительное время может привести к нарушению саморегуляции у ребенка.